Проблемы безопасности в альпинизме

1. Общие проблемы безопасности в предметной деятельности человека

В настоящее время существует целая отрасль психологической науки — психология безопасности, изучающая психологические причины НС, возникающих в процессе предметной деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности в этой деятельности.

1.1 Психология безопасности деятельности
Альпинизм, как вид предметной деятельности, включает в себя характерные для других видов деятельности черты. Поэтому, рассматривая психологию безопасности в альпинизме правомерно пользоваться общими положениями и выводами из психологии труда, военной и спортивной, а для спасительной службы и медицинской психологии (положения деонтологии). Результирующим мерилом безопасности является количество НС. Поэтому следует рассмотреть общие закономерности травматизма.

Статистика показывает; что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти являются НС!!! Основными методами охраны труда (обеспечения безопасности предметной деятельности) является использование техники безопасности, включающей в себя исключение опасности, средства защиты, обучение безопасным приемам работы, организация условий безопасной работы. В системе советского альпинизма все эти элементы техники безопасности как-то учитываются.

Согласно той же статистике, главным виновником НС как правило, являются не условия деятельности и не ее организация, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правил, нарушал нормальный процесс деятельности, не использовал средства защиты и т По различным источникам 60—90% НС происходит по вине человека.

Существуют вполне объективные причины возможности НС.

Первая — расширился диапазон возможностей в альпинизме благодаря совершенствованию технического обеспечения, однако при этом увеличилась сложность и продолжительность восхождений, расширился и круг ответных реакций внешнего мира, возросла и величина его воздействий. Человек по своим Физическим возможностям часто существенно отстает от уровня возросшей опасности. Несмотря на совершенствование средств защиты, умения выбирать способы действия с учетом опасности, опасность растет быстрее, чем человеческая способность противостоять ей.
Вторая (причина, не так явно проявляющаяся в альпинизме) — рост цены ошибки. На более сложных и напряженных маршрутах «мелочь» приводит к гибели.
Третья — адаптация человека к опасности. В альпинизме это повсеместное движение «на грани срыва» на трудных маршрутах, преднамеренное нарушение правил безопасности из-за вообщем-то мелких текущих выгод. Одна из причин адаптации это неосведомленность о происходящих НС.

При обучении и совершенствовании в альпинизме следует знать, что адаптация к опасности неизбежно ведет к адаптации к нарушению правил безопасности.

Все рассмотренные закономерности создают какую-то общую тенденцию повышению опасности альпинизма и роста травматизма. Помимо этих общих причин существуют и разнообразные субъективные факторы, главным образом психологического порядка, способствующие возникновению НС по вине человека. Далее, когда НС произошел не по вине человека, часто он имел возможность ранее обнаружить, предусмотреть и предотвратить НС.

НС в процессе предметной деятельности является результатом сложного взаимодействия разнородных факторов:

субъекта с его физическими и идеальными данными (представлениями, целями, мотивациями и т.д.);
среды и материальных средств, — материальных и социальных условий деятельности;
действующей организации с различными писаными и неписаными правилами, нормой, и т
При выявлении связи между этими факторами следует опираться на диалектический, системный подход — при анализе НС проводить не только ситуационный анализ, но и системный, рассматривающий все эти факторы.

1.2 Категории, определяющие безопасность и их взаимосвязь
Рассматривая структурную схему альпинистской деятельности можно выделить категории, создающие опасности и категории, которые защищают человека от этой опасности. В процессе деятельности мы можем выделить три категории, определяющие ее безопасность:

— сам человек;
— весь комплекс, в котором он действует (его спутники, орудия, среда);
— система мер безопасности, включающая средства воздействия на человека и на весь процесс его работы.
Первая подструктура (категория) — человек. Выделим четыре фактора, обуславливающие способность человека противодействовать опасности:

Биологический фактор — условные рефлексы, структурная избыточность человеческого организма (способность к компенсации функций, резервирование органов восприятия, переработки и передачи информации).
Психофизиологические качества и состояния — индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в способности определить опасность, скорость реакции на сигнал опасности, эмоциональные реакции на опасность, психологическое и физическое состояние.
Фактор, вытекающий из профессиональных качеств и опыта человека, его навыков, знаний и умений. Здесь главным являются не навыки к достижению цели, а навыки и умения решать задачи безопасно!
Фактор, характеризующий направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т
Эти факторы подструктуры образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, и ими определяется индивидуальная защищенность — способность человека противостоять опасности (структура личности по К. К. Платонову).

Вторая подструктура — комплекс деятельности, являющийся общим источником опасности. Этот комплекс может быть трудным, с повышенной опасностью и обычным, с невысокой опасностью. При ошибках и нарушениях может возникнуть дополнительная опасность, которая превращает обычные условия в опасные (так называемая аварийная ситуация). Опыт показывает, что НС чаще возникают при работе с невысокой опасностью. Объясняется это следующим:

с повышенной опасностью работают обычно более подготовленные люди;
опасных работ значительно меньше, чем обычных;
используется более совершенная техника и тактика;
высокая цена ошибки при работе с повышенной опасностью обуславливает более ответственное отношение к ее выполнению.
Третья подструктура — система обеспечения безопасности. Располагается между подструктурами человек и деятельность. Призвана: во-первых, снижать уровень опасности; во-вторых, повышать защищенность.

Система безопасности должна решать следующие задачи:

способствовать обеспечению общей организации безопасности деятельности;
способствовать разработке и использованию индивидуальных и групповых средств защиты от опасности;
способствовать организации обучения безопасной работе, выполнению правил, осуществлять воспитание и пропаганду безопасной работы.
Фактический уровень безопасности складывается на базе трех этих подструктур. Главными факторами его характеризующими являются результирующая опасность деятельности и результирующая защищенность человека от этой опасности. Человек является активным и определяющим компонентом этой схемы. И под защищенностью понимается не только способность его противостоять опасностям, но, главным образом, способность не порождать своей деятельностью проявления и реализации этих опасностей!!!

1.3 Психология безопасности альпинистской деятельности

Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины НС, возникающие в процессе предметной деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности этой деятельности. Психологические проблемы безопасности присущи и альпинизму. Это — осознание риска, его необходимости, цены ошибки, необходимости использования средств обеспечения безопасности и многие другие факторы, связанные с опасностью и ее предотвращением.

Объектом исследования является связанная с опасностью альпинистская деятельность. Предметом исследования являются:

психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на безопасность;
психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
В процессе альпинизма ЧЕЛОВЕК (субъект деятельности) воздействует, часто применяя ОРУДИЯ, на ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в определенных условиях СРЕДЫ. В этом процессе, в результате сложного взаимодействия указанных компонентов, превышая некоторый уровень, приводят к НС, к травмам. Причиной НС может быть любой из этих компонентов. Виновника можно определить, анализируя связи между этими компонентами, которые определяются самой организацией процесса альпинизма, которая должна быть, прежде всего, направлена на своевременное выявление неправильных действий, ненормальностей отдельных компонентов или связи между ними и на устранение их.

В процессе альпинизма следует выделять опасные факторы, воздействие которых приводит к травме, и вредные факторы, воздействие которых приводит к ослаблению или болезни.

Фактор опасности зависит от человеческих особенностей в его оценке, т. е. оценка опасности зависит как от оценки шанса вероятности НС (частоты НС), так и от ее эмоциогенности (оценки тяжести возможной травмы). Отсюда степень опасности определяется не только возможностью возникновения НС или аварийной ситуации, но и в значительной степени уровнем тяжести последствий (пример: различный характер закрытого ледника).

Используя известные выводы из анализа трудовой деятельности можно установить некоторые опасности.

Опасные точки в процессе движения альпиниста или опасные звенья в системах это особые места (элементы), выделяющиеся согласно статистике высокой концентрацией НС. Например: крюк в страховочной цепи, организация самостраховки, момент поворота при движении по льду и т. д.

Опасные зоны в альпинизме чаще всего определяются особенностями горного рельефа, но их следует учитывать и при взаимодействии альпинистов и при использовании снаряжения.

Опасная (аварийная) ситуация это ситуация, при которой создается возможность НС. Нельзя считать, что основной причиной НС является несоблюдение правил обеспечения безопасности в опасной ситуации. Опыт показывает, что несоблюдение правил порождает саму опасную ситуацию. Отсюда необходимость умения своевременно обнаружить опасную ситуацию, правильно ее анализировать и выбрать адекватный ей образ действий. Надо заметить, что жесткое ограничение по времени делает опасную ситуацию эмоционально напряженной (стрессовой), предъявляющей высокие психофизиологические требования. Потому у альпинистов надо постоянно повышать готовность к таким психологическим нагрузкам. Следовательно, с позиций обеспечения безопасности в альпинизме, обучение и совершенствование должно обязательно проводиться с постановкой ситуационных задач, обязательным ситуативным анализом и выбором решения. В первую очередь это должно стать основой в подготовке кадров инструкторов и тренеров альпинизма.

Опасное состояние характеризуется тем, что при увеличении усталости, эмоциональной неуравновешенности, ухудшения состояния здоровья, увеличивается возможность НС.

Releated Post